«Юные помощники лесничего» – так называется школьное лесничество, где начальник информационно-аналитического отдела филиала ФБУ «Рослесозащита» «Центр защиты леса Ставропольского края» Екатерина Писаренко провела открытый урок по профориентации. На примере одного из 43 филиалов школьники узнали о главных направлениях работы Российского центра защиты леса и нескольких лесных профессиях.
Екатерина Писаренко, проработавшая в лесосеменной станции более 15 лет, рассказала ребятам в первую очередь о профессии семеновода. Воспроизводство лесов начинается с семени, но перед высевом все семена должны пройти оценку качества. Для этого работники станции сначала их взвешивают, очищают от примесей, в лабораторных условиях проращивают, подавая определенное количество света и тепла, и отслеживают, когда начинает «биться зеленое сердце» будущего леса – семена дают всходы. Затем инженеры подсчитывают проросшие семена и определяют их всхожесть, которая является одним из важнейших показателей качества.
Отвечая на вопрос одного из ребят – семена каких деревьев проверяет отдел «Ставропольская лесосеменная станция», Екатерина продемонстрировала коллекцию семян древесных и кустарниковых растений. Здесь ребята увидели семена акации белой и гледичии трехколючковой – традиционно используемые породы для искусственного лесовосстановления на Ставрополье, а также семена пихты Нордмана, которая вместе с буком образует очень важные – почвозащитные и водоохранные леса, и семена ценного реликтового вида вечнозеленого кустарника – иглицы колючей, произрастающей на южных берегах Крыма.
Следующей профессией, которую представила Екатерина, стал инженер-лесопатолог. Для пояснения она провела аналогию между лесом и людьми. «Лесопатолог – это врач для леса. Вначале он проводит обследование лесного участка, устанавливает причины ухудшения состояния деревьев, ставит диагноз и определяет методику лечения. Работа лесопатолога включает и работу миколога – специалиста по грибам, и энтомолога – специалиста по насекомым. От того, насколько верно лесопатолог поставит диагноз, зависит жизнь и здоровье лесных насаждений», – пояснила она.
В продолжение занятия ребятам показали образцы различных групп вредных организмов: насекомых-вредителей, болезней леса. Они детально рассмотрели коллекцию грибов-трутовиков и увидели так называемые «годичные кольца», которые образуются на плодовом теле.
«Взаимодействие со школьными лесничествами позволяет нам, как специалистам, не только учить их бережному отношению к природе в целом, но и расширять знания о редких и нужных лесных профессиях. Кто знает, возможно, по истечению некоторого времени именно эти ребята получат лесное образование и в будущем тоже с гордостью скажут: «Защита леса – наша работа!», – поделилась мнением Екатерина Писаренко.