Центр защиты леса Ставропольского края
регионы России
Конкурс "Красота леса"Направления деятельностиО насУслугиНовостиКонтактыСМИ о нас
Карта филиалов
Российского центра защиты леса
Посмотреть филиалы списком
закрыть

Общая информация

Телефон единой диспетчерской службы
Федерального агентства лесного хозяйства

8-800-100-94-00

 

02.12.2013 - Мониторинг электронных СМИ

1. Работники Комитета по лесному хозяйству РД благоустроили территорию вокруг своего административного здания, РИА Дагестан, 02.12.2013, http://www.riadagestan.ru/news/society/rabotniki_komiteta_po_lesnomu_khozyaystvu_rd_blagoustroili_territoriyu_vokrug_svoego_administrativnogo_zdaniya/

Работники Комитета по лесному хозяйству РД провели субботник по благоустройству территории вокруг своего административного здания.

Как сообщили РИА «Дагестан» в ведомстве, в рамках мероприятия сотрудниками были выкорчеваны старые деревья и на их место посажены пирамидальные ели. Также проведена обрезка деревьев вокруг здания, выложен зеленый газон перед фасадом здания.

«Сегодня здание Комитета по лесному хозяйству РД выглядит красиво и служит украшением улицы Ю. Гагарина. Работники аппарата Комитета по лесному хозяйству РД, сотрудники Махачкалинского и Пригородного ГКУ «лесничеств» и ГАУ «Дагестанский лесопожарный центр», филиала ФБУ «Рослесозащита» – «Центр защиты леса Республики Дагестан», начиная с марта текущего года, неоднократно выходили на субботники и воскресники.

Проделана большая работа по расчистке лесов от мусора и хвороста, также посажено большое количество молодых деревьев. Предлагаем другим министерствам и ведомствам, учреждениям, частным лицам позаботиться о своих территориях, тем самым сделать нашу столицу привлекательной и красивой», – сказал собеседник.

2. Магомед Мухтаров: «Ситуация по сходу лавин под контролем спасателей», РИА Дагестан, 01.12.2013, http://www.riadagestan.ru/news/interview/magomed_mukhtarov_situatsiya_po_skhodu_lavin_pod_kontrolem_spasateley/

Опасность снежной лавины не так абстрактна и надуманна, как может показаться сначала. Это одно из стихийных природных явлений, которое способно привести к гибели людей и причинить значительные разрушения. О том, какую работу ведут органы управления сил и средств РСЧС по подготовке к лавиноопасному периоду, РИА «Дагестан» рассказал заместитель руководителя по защите, мониторингу и предотвращению чрезвычайных ситуаций Главного управления МЧС России по Республике Дагестан Магомед Мухтаров.

– Магомед Камалутдинович, не секрет, что наша республика имеет лавиноопасные районы. Какие из них наиболее опасны в этом отношении?

– Сход лавин – главная опасность гор зимой. На территории Республики Дагестан систематической лавинной опасности подвержены 9 высокогорных районов: Ахтынский, Гумбетовский, Докузпаринский, Рутульский, Тляратинский, Чародинский, Цунтинский, Цумадинский. А также Бежтинский участок и 3 района с периодической лавинной опасностью: Кулинский, Агульский и Ботлихский районы. На их территории расположены 32 лавиноопасных участка и 411 лавиносборов. Лавиноопасный период длится обычно с ноября по май.

– Какие службы ответственны за отслеживание активности в лавиноопасных районах?

– Мониторинг за лавиноопасными очагами осуществляет Дагестанская военизированная противолавинная часть общей численностью 47 человек и 5 единиц техники, на вооружении которой находятся средства, приспособленные к принудительному спуску лавин, – 2 единицы КС-19 – это зенитная пушка и 13 единиц БС-3, т.е. противотанковых пушек.

– Предупреждение и помощь во время чрезвычайных ситуаций зависят и от того, насколько эффективно взаимодействие с заинтересованными службами. Как с этим обстоят дела в нашем регионе?

– Для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, связанные со сходом лавин, мы заключили соглашения об информационном обмене при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с ФГБУ «Северо-Кавказская военизированная служба» ФГБУ «Дагестанский ЦГМС», министерством внутренних дел, ФГУ «Российский сельскохозяйственный центр» по РД, ФГУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог федерального дорожного агентства в РД», Агентством по лесному хозяйству РД, министерством здравоохранения РД, министерством сельского хозяйства РД, ФБУ «Рослесозащита», Центром защиты леса, ОАО «Дагэнергосеть». Также организовано взаимодействие с администрациями муниципальных образований, подверженных лавинной опасности.

Оповещение населения и организаций в лавиноопасных районах мы осуществляем через местное телевидение и радио, а при ухудшении ситуации дополнительно используются громкоговорители местных мечетей и автомобилей министерства внутренних дел по Республике Дагестан. Во многом благодаря своевременному оповещению в этом и прошлом годах не было погибших под лавинами.

– Если спуск лавины все-таки произошел, как организуются работы по ликвидации последствий ЧС?

– Мы активно взаимодействуем со многими министерствами и организациями. Для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и проведения поисково-спасательных работ привлекаются силы и средства МЧС, функциональные, территориальные звенья РСЧС, в том числе поисково-спасательные формирования, пожарно-спасательные формирования, МВД, скорая помощь, ОАО «Дагэнергосеть», ДЭП и ЖКХ.

– Какие меры предпринимаются для того, чтобы обеспечить безопасность на лавиноопасных участках?

– Для организации безопасности установлены предупредительные знаки и информационные щиты на лавиноопасных участках, с населением вышеуказанных районов проводятся занятия по данной тематике, тренировки с привлечением сил и средств соответствующих подразделений и районных звеньев территориальной подсистемы РСЧС.

– Есть ли проблемные вопросы в организации проведения превентивных мероприятий по принудительному спуску лавин?

– В связи с закрытием пяти снеголавинных постов в 2013 году организация мониторинга лавиноопасных участков усложнилась. В данное время ведется работа с Правительством Дагестана и МЧС России по вопросу восстановления функционирования сокращенных постов.

– Проводятся ли мероприятия по предупреждению ЧС, вызванных сходом снежных лавин, и минимизации их последствий?

– В таких случаях мы устраиваем принудительный спуск лавин или задействуем системы оповещения в случае реальной угрозы, используем ручной и автоматизированный способы оповещения, принудительное переключение программ вещания радиотрансляционных узлов, радиовещательных и телевизионных станций на передачу сигнала оповещения. Организация системы наблюдения за лавинной обстановкой, своевременное обнаружение селеопасных и лавиноопасных районов. Прогнозирование по известным методикам на основе сбора данных и другие. Благодаря профессиональному подходу и четкой организации работы мы всегда в курсе обстановки в лавиноопасных районах.

3. В Подмосковье прошла научно-практическая конференция "75 лет на страже здоровья леса", Wood.Ru, 29.11.2013, http://www.wood.ru/ru/lonewsid-54215.html

Конференция, посвященная 75-летию службы защиты леса, организованная ФБУ "Рослесозащита" состоялась в Подмосковье, на базе оздоровительного комплекса "Левково". Цель конференции - подведение итогов деятельности Российского центра защиты леса за все это время, демонстрация достижений в системе лесозащиты и обсуждение стратегии развития организации на последующие 20 лет.

В конференции приняли участие Владимир Лебедев - заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ - руководитель Федерального агентства лесного хозяйства, Андрей Жилин - заместитель руководителя Рослесхоза, руководители органов управления лесами в федеральных округах и субъектах Российской Федерации, представители научного сообщества, специалисты центрального офиса и региональных филиалов Российского центра защиты леса.

На конференции были представлены презентации и доклады на тему современного развития системы защиты леса, обсуждались проблемные вопросы и способы их решения.

С приветственным словом перед участниками выступил Владимир Лебедев, который поздравил лесозащитников с 75-летием, пожелал успехов в работе и подчеркнул, что от Рослесозащиты уже в следующем году ждут принципиально нового подхода к работе, те поправки в лесное законодательство, которые сейчас готовят специалисты совместно с Рослесхозом, должны привести к конкретным положительным результатам. Также Лебедев заверил, что Рослесхоз выделит деньги на создание новой лаборатории.

Доклады и презентации подготовили ученые, которые уже давно сотрудничают с Центром защиты леса. Академик РАН Исаев А.С. рассказал о лесопатологическом мониторинге, который ведется на основе современных методик и технологий. О сотрудничестве в области защиты леса и о современных научных разработках в области химической и биологической борьбы с вредителями, которые планируют применяться Рослесозащитой, доложил Александр Мартынюк - директор ФБУ "ВНИЛМ". Между двумя подведомственными организациями сегодня есть договоренность о создании производственной биолаборатории.

Также обсуждалось соглашение об обмене информацией между Рослесозащитой и Рослесинфоргом. На днях это соглашение будет подписано, и лесопатологи смогут использовать данные лесоустройства.

В ходе конференции участники поднимали самые наболевшие вопросы в сфере защиты и охраны леса. Велась активная дискуссия на тему ведения оздоровительных рубок в защитных лесах, на которых сейчас лежит запрет, о развитии очагов короеда в центральной части России, о тех необходимых мерах, которые нужно принимать уже сейчас.

Закончилась конференция торжественным награждением специалистов Рослесозащиты почетными грамотами Минприроды и Федерального агентства лесного хозяйства и ведомственным нагрудным знаком отличия "Почетный работник лесного хозяйства".

4. С появлением института производственного лесного контроля появляются реальные рычаги воздействия на нарушителей, Российские лесные ВЕСТИ, 29.11.2013, http://lesvesti.ru/news/view/6587/

Попытка осмыслить изменения, произошедшие за последние годы в системе государственного лесного контроля и надзора, была предпринята в ноябре прошлого года в Ростове-на-Дону, где состоялось всероссийское совещание лесоводов. Насколько удалось приблизиться к созданию более эффективной и продуманной модели, позволяющей своевременно пресекать нарушения и контролировать происходящие в лесу процессы?  Руководитель управления государственного лесного контроля и пожарного надзора Рослесхоза Иван Валентик надеется, что уже в 2014 году в стране сформируется более удачная система лесного надзора.

 – Иван Владимирович, насколько за последний год удалось продвинуться в решении вопросов лесного надзора?

– Всероссийское совещание в Ростове-на-Дону было первой попыткой со стороны Федерального агентства лесного хозяйства проанализировать практику исполнения регионами переданных полномочий по федеральному лесному надзору. До этого момента внимание Рослесхоза в основном было приковано к вопросам охраны, воспроизводства лесов, защиты от пожаров и вредителей. Тема поддержания правопорядка в лесах была поднята на профессиональном уровне именно в Ростове-на-Дону.

Прежде всего, необходимо было оценить, в какие организационно-правовые формы вылилась передача надзорных функций вместе с управленческими. С моей точки зрения, та правовая конструкция, которая сейчас закреплена в Лесном кодексе, изначально была не до конца продумана. В результате на стадии ее реализации, в силу заложенной внутри коллизии, возникло немало проблем, требующих отдельного обсуждения. Ведь объектом федерального надзора являются не только граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, но и органы государственной власти, а также подведомственные организации. В тех регионах, где управленческие и надзорные функции были объединены в один орган власти, естественно, из сферы надзора априори выпали подведомственные организации, как, впрочем, и сами региональные органы власти, которые не могут контролировать сами себя.

Нельзя сказать, что эту проблему не пытались решить на региональном уровне. В некоторых субъектах Российской Федерации, например, пошли по пути создания ведомственного надзора. В других регионах, с разной степенью успешности, надзорные и контрольные функции попытались «развести» по отдельным органам исполнительной власти. В частности, подобная модель реализована в Ханты-Мансийском автономном округе, в Красноярском крае, в Ленинградской области.

– С вашей точки зрения, разумнее идти по пути вариативности, развития разнообразного регионального опыта или создавать какую-то единую модель?

– Мы размышляли над тем, возможно ли создание унифицированной системы лесного надзора и тиражирования ее на всю территорию России. Принципиально, что эту тему мы обсуждали вместе с регионами. Многие региональные руководители настаивают на том, что им удалось сформировать эффективную систему контроля путем наделения надзорными функциями подведомственных учреждений, мол, самое хорошее будущее – это сохранение настоящего. Существует другая точка зрения, согласно которой надзорная деятельность должна осуществляться органами государственной власти. Откровенно говоря, мне эта позиция ближе. Я думаю, что идти нужно по пути наделения надзорными функциями структурных подразделений и территориальных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.

Еще один важный аспект – это осознание того, что качественный лесной надзор невозможен без профессионального лесного инспектора. Сегодня инспекторские функции могут исполнять люди разных профессий, с разным уровнем подготовки. Нет четких критериев и относительно численности лесных инспекторов. Например, в Республике Башкортостан более тысячи человек являются государственными лесными инспекторами, а в Свердловской области до недавних пор инспекторские функции выполняли около четырех десятков специалистов.

Я думаю, что в перспективе оптимальным сценарием развития событий было бы отделение лесной охраны от федерального лесного надзора и формирование института профессиональных лесных инспекторов с установлением жестких требований к уровню компетенции, с разработкой специальных образовательных программ, с созданием системы аттестации. Очевидно, что у профессиональных лесных инспекторов должны быть не только социальные гарантии, но и широкие полномочия, так сказать, со всеми вытекающими последствиями, включая форму и оружие, конечно, там, где это необходимо.

– Фактически речь идет о принципиально новом образе лесного инспектора?

– Я надеюсь. Свои предложения мы направили в Министерство природных ресурсов. Этот вопрос требует очень внимательной проработки. Когда приходится вмешиваться в уже сложившийся механизм, всегда есть потенциальный риск нарушить пусть не идеальную, но работающую модель и не создать на ее месте более эффективной системы. Но в любом случае, будущее – за институтом профессиональных лесных инспекторов, которые, по определению, не должны изображать «смежников».

У этой проблемы есть еще один аспект, который я бы обозначил как сквозные полномочия. Когда мы анализировали сложившуюся систему лесного надзора, то обнаружили существенный пробел в законодательстве, доводящий ситуацию до абсурда. Глава Рослесхоза, являющийся главным государственным лесным инспектором, его заместители и другие руководители агентства, находясь на территории земель лесного фонда, фактически не имеют никаких полномочий по пресечению противоправных действий, связанных с нарушениями лесного законодательства. В этом смысле значительно больше прав у сотрудников полиции, которые имеют право составлять протоколы об административном правонарушении по отдельным статьям, связанным с лесным законодательством.

– Какой вы предлагаете выход?

– С моей точки зрения, необходимо внести необходимые изменения в законодательство, согласно которым главный государственный инспектор, другие должностные лица Рослесхоза получили бы право не только составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере лесных отношений, но и рассматривать дела, касающиеся нарушений со стороны региональных органов власти и подведомственных организаций. Сегодня при проведении проверок мы имеем возможность использовать разве что инструмент дисциплинарной ответственности по отношению к региональным чиновникам. Да и то «последнее слово» остается за губернатором.

Завершая проверку, федеральное агентство направляет губернатору предписание с нашими рекомендациями, в том числе и кадрового характера. Трудовой кодекс, устанавливающий жесткие сроки привлечения к дисциплинарной ответственности, предоставляет прекрасную лазейку избежать  наказания. Очень часто, после завершения служебного расследования в регионах принимают решение об отказе в привлечении к дисциплинарной ответственности, ссылаясь на истечение предусмотренных трудовым законодательством сроков.

Другое дело, если мы будем иметь возможность «сквозного контроля». В этом случае Рослесхоз получит реальный механизм контроля, позволяющий повысить качество исполнения переданных полномочий. С другой стороны, это приведет к увеличению численности должностных лиц, осуществляющих лесную охрану на землях лесного фонда.

– Когда планируется внести эти изменения в законодательство?

– Мы уже подготовили соответствующий законопроект, который проходит общественное обсуждение.

– Не так давно довольно активно обсуждалась возможность объединения усилий лесных и охотничьих инспекторов. Эта тема получила продолжение? Она вылилась в какие-то законодательные инициативы?

– Это направление развивается в тех регионах, где для этого выстроена соответствующая структура управления. В Смоленской области, к примеру, функции по лесному и охотничьему надзору объединены в рамках одного департамента. Это позволяет проводить совместные рейды, в регулярном режиме обмениваться информацией, быстро реагировать на нарушения. 

Как мне кажется, более перспективной является тема производственного лесного контроля, которая тоже публично обсуждалась и вызвала серьезный резонанс в профессиональной среде. Речь идет о наделении функциями контроля не только арендаторов, но и подведомственные организации. Подразумевается, что те, кто получит право бороться с нарушителями, пройдут специальную подготовку, получат удостоверения, будут внесены в соответствующий реестр. При этом в законодательстве будет четко определен алгоритм действий этих должностных лиц, предусмотрено, в каких случаях они могут быть исключены из реестра. Для нас принципиально, что  таким образом значительно расширяется круг лиц, которые получат возможность бороться с нарушителями лесного законодательства. Простой пример. Сегодня работники ФБУ «Рослесозащита», которые немало времени проводят в лесу, занимаясь лесопатологическим мониторингом, не имеют никаких полномочий, чтобы остановить тех, кто нарушает лесное законодательство. С появлением института производственного лесного контроля появляются реальные рычаги воздействия на нарушителей. Параллельно предполагается внести изменения в КОАП, предусматривающие ответственность за неисполнение требований производственного лесного инспектора. Другими словами, с производственным лесным контролем придется считаться.

– Как будут увязаны государственные лесные инспектора с институтом производственного лесного контроля?

– Профессиональный лесной инспектор – это особый статус, который дает возможность осуществлять охрану лесов. Государственный лесной инспектор – иной уровень надзора. Это специально обученный, подготовленный специалист, имеющий возможность осуществлять проверки в отношении арендаторов, подведомственных организаций, органов региональной власти. Фактически он должен иметь сквозные функции по всем блокам исполнения полномочий в области лесных отношений.

В каком конкретном виде материализуются предложения, связанные с созданием корпуса профессиональных лесных инспекторов и формированием института производственного лесного контроля, пока сказать трудно. Но я считаю, что это на сегодня оптимальный путь решения проблем, связанных с наведением порядка в лесу.

– Сколько времени потребуется, по вашим оценкам, чтобы от проектов и предложений перейти к выдаче удостоверений?

– С учетом актуальности и значимости этих вопросов, я надеюсь, что соответствующие законы будут приняты уже весной 2014 года, а осенью мы сможем приступить к конкретной реализации наших предложений.